Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это поведенческое расстройство. Впервые ребёнок с таким нарушением был описан в 50-х годах 19 века Генрихом Хоффманом. В конце 20 века этот синдром внесли в Международную классификацию болезней. Страдают СДВГ 18% детей, преимущественно мальчики. Часто СДВГ путают с ММД(Минимальная мозговая дисфункция). Разница в том, что ММД – это более широкое понятие, которое включает в себя такие нарушения, как дислексия, дисграфия, дискалькулия, диспраксия, задержка речевого развития и СДВГ. То есть СДВГ – одна из разновидностей ММД.
Причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей
СДВГ возникает при незрелости ретикулярной формации, которая находится в центральном отделе стволовой части мозга и имеет форму сеточки. Ретикулярная формация помогает воспринимать и перерабатывать поступающую из мира информацию, а также концентрировать внимание. В итоге сенсорные раздражители из внешнего мира являются для малыша чрезмерно избыточными. Это приводит к беспокойству и раздражению.
Незрелости ретикулярной формации способствуют:
-наследственная предрасположенность;
-мутация трёх генов, отвечающих за обмен дофамина;
-гипоксия, асфиксия плода;
-несовместимость по резус-фактору;
-инфекционные и хронические заболевания матери;
-угрозы выкидышей;
-ушибы живота;
-курение и принятие алкоголя, наркотиков во время беременности;
-недоношенность ребёнка;
-слишком быстрые или слишком затяжные роды;
-травмы позвоночника у ребёнка раннего возраста;
-астма, диабет, заболевания почек у малыша;
-приём сильнодействующих антибиотиков ребёнком до 3-х лет.
Основные симптомы СДВГ у детей
Основными симптомами СДВГ являются: невнимательность, гиперактивность, импульсивность.
Невнимательность проявляется в следующем:
-забывчивость;
-отвлекаемость на любые раздражители;
-теряет предметы;
-не слушает говорящего;
-невнимателен к деталям и из-за этого не может выполнить задание без ошибок;
-не доводит дело до конца;
-неусидчив, отстранён от заданий.
Гиперактивность обнаруживает себя в:
-суетливость;
-бесцельные движения;
-предпочитает шумные игры, не умея играть в тихие;
-излишне разговорчив;
-не может долго усидеть на одном месте, когда это требуется.
При импульсивности ребёнок:
-отвечает на вопросы, перебивая;
-нетерпелив, когда приходится ждать своей очереди;
-прерывает и вмешивается в разговоры.
Если в течение полугода постоянно наблюдается не менее 8 признаков, то у ребёнка СДВГ.
Обнаруживается СДВГ ещё в младенчестве: у детей повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям (свету, прикосновениям матери), слишком громкий плач, нарушенный сон, имеет место отставание в двигательном развитии (на 1-2 месяца), избыточное двигательное беспокойство. Обычно СДВГ обнаруживается в 3 года при поступлении ребёнка в садик. От воспитателей родители узнают о неуправляемости, расторможенности малыша, неумении долго сидеть на месте. Особенно тяжело таким детям в 5-6 лет, когда начинаются систематические занятия в ДОУ и подготовка к школе. Несмотря на нормальный интеллект, адаптация к школе затруднена: дети вспыльчивы, возбудимы, нетерпеливы, легко вступают в конфликты. Сверстники не принимают их.
В подростковом возрасте не скорректированное нарушение приводит к асоциальному поведению.
Задержка речевого развития при Синдроме дефицита внимания и гиперактивности
Наряду с ретикулярной формацией, страдает в своём развитии лобная кора и подкорковые области. Поэтому у ребёнка нарушена речь. Этот психический процесс задерживается в своём развитии на 5-8 месяцев. Очень часто дети с СДВГ страдают ЗРР(Задержка речевого развития). В остальных случаях пассивный и активный словарь резко ограничен. Это проявляется в монологичной речи. Предложения состоят из 3-4 слов, которые могут быть переставлены местами. Употребление прилагательных, причастий, наречий, предлогов и союзов оказывается неточным. Всё это оказывает влияние на письмо и чтение. У детей с СДВГ наблюдается дислексия и дисграфия, а также косноязычие вплоть до того, что речь может быть абсолютно непонятной. При письме и чтении ребёнок не исправляет допущенные ошибки.
Лечение СДВГ у детей
Лечение СДВГ осуществляется в комплексе. Для начала родителям следует обратиться к невропатологу. Он собирает анамнез развития ребёнка, проводит тесты для измерения внимания, определяет активность мозга с помощью электроэнцефалогрофического исследования или магнитно-резонансной томографии. Важно обратиться к психотерапевту, психологу, логопеду, педагогу-дефектологу. Эти специалисты скорректируют познавательные процессы, эмоционально-волевую и личностную сферы ребёнка. Работу с малышом обычно строят на основе песочной терапии, арт-терапии, куклотерапии, музыкотерапии: это помогает снять напряжение, учит контролировать своё поведение и видеть последствия поступков. Работу проводят на основе ведущего типа восприятия. Так, при преобладании зрительного восприятия материал предоставляется в наглядной форме, полезно письмо под диктовку, списывание; если доминирует слуховое восприятие, ребёнок читает вслух текст или слушает взрослого. Стихи разучивают по частям, с осмыслением каждой части. Внимание и самоконтроль развивают с помощью нахождения ошибок в предъявленных заданиях, затем ребёнку предлагается самому сделать ошибки, найти их и исправить. Перед деятельностью с ребёнком обговариваются её этапы (особенно в режимных моментах). Это способствует развитию умения планировать свои действия. На начальных этапах помощь взрослого должна быть максимальной, а затем уменьшаться.
Лечение СДВГ с помощью лекарственных препаратов
Также при СДВГ назначаются лекарственные средства. Повышая содержание норадреналина и дофамина в синапсах, они улучшают концентрацию внимания, уменьшают подвижность, импульсивность. Однако, если в семье напряжённая обстановка, то лекарства бесполезны. Обычно психофармакотерапию назначают в школьном возрасте. Но, если у ребёнка 3-6 лет серьёзные проблемы с поведением, вызванные СДВГ, то ему выписывают лекарства.
Рекомендации для семей с детьми с СДВГ
Неотъемлемой частью коррекционного процесса при СДВГ является участие семье. Им можно дать следующие рекомендации:
1) При любом удобном случае хвалите ребёнка, создавая ситуацию успеха;
2) Введите систему вознаграждения: за каждый хороший поступок давайте ребёнку звёздочку, а за каждый плохой красную фишку.
3) Предъявляйте требования, посильные для малыша;
4) Не будьте слишком придирчивы;
5) Проводите с малышом как можно больше времени;
6) Соблюдайте режим дня;
7) Большие скопления людей способствуют возбуждению неравной системы ребёнка с СДВГ. Поэтому избегайте подобных мест;
8) Следите, чтобы малыш не переутомлялся;
9) Будьте спокойны и терпеливы, поддерживайте в семье позитивную обстановку;
10) У ребёнка, наверняка, найдутся таланты, интересы. Поддерживайте их развитие;
11) Перед выполнением какой-либо деятельности функцию контроля переложите на таймер. Он должен звонить за 5-10 минут до окончания игры;
12) Проигрывайте с малышом жизненные ситуации, помогающие анализировать своё поведение и видеть причинно-следственные связи;
13) Недопустимы унижение, злость, грубость. Не только слова должны носить положительный оттенок, но и жесты, мимика, тон голоса;
14) Не оставляйте без внимания просьбы малыша. Если они по какой-то причине невыполнимы, объясните эту причину;
15) Выработайте по отношению к ребёнку чёткие требования;
16) Не сравнивайте ребёнка с другими сверстниками, подчёркивая его недостатки;
17) Чётко выполняйте рекомендации психолога, педагога-дефектолога, логопеда.